VladsterT.narod.ru


ГлавнаяКурсыПортфолиоСсылкиАрт-проекты


Срочно продаю

Nikon D70 !

Партнеры:

xacItarxaN - первый сайт астраханских татар

Астрахань-город

 

 
 

Учебные курсы фотографа

1. Введение в курс

2. Пейзажная съемка

3. Классическая портретная съемка

4. Фотосъемка на автогонках

Статьи будут добавляться по мере их написания, следите за обновлениями сайта!


Обучение технике цифровой фотографии

Классическая портретная съемка

Введение

Обучение фотографии, как и любому другому искусству, будь то музыка, живопись, литература и так далее, начинается с классики. Именно классика создает плацдарм для дальнейшего развития, обеспечивает методами и способами, укрепляет творческую интуицию и чувство стиля.

Конечно, Вы можете не обращать внимания на подобные увещевания, считая, что и сами справитесь, и возможно, так оно и есть, однако изучение опыта, ставшего каноном, однозначно поможет Вам набить гораздо меньше шишек и освоить наиболее эффективные способы съемки гораздо быстрее, чем простой метод проб и ошибок.

В сегодняшней статье я хотел бы уделить внимание одному из старейших жанров фотографии – классическому портрету. В настоящее время классический портрет стремительно «сдает позиции», уступая так называемому современному портрету. Нельзя не заметить, что во многом это происходит из-за банального неумения многих фотографов сделать качественный классический портрет – поставить позу, выставить свет и камеру согласно простым (с перозу, выставить свет и камеру согласно простым (с певого о неумения многих фотографов сделать кать ли и характерные черты внешнового взгляда) правилам. Думаю, что после того, как читатель увидит мастерски выполненные классические портреты, у него возникнет желание узнать об этом виде съемки побольше. (все примеры портретов, за исключением последней главы, являются собственностью Joe Zeltsman. Many thanks for your excellent book on classical portraiture!).

Главное отличие классической портретной съемки от остальных ее видов – это акцентуация лица модели, необходимость показать лицо максимально открыто, подчеркнуть характер модели и характерные черты внешности, замаскировав недостатки. Прежде всего необходимо уяснить, что съемка качественного портрета – это дело далеко не пяти минут. На подготовку одной-единственной фотографии может уйти полчаса студийной работы, а в некоторых случаях и больше, особенно если съемка происходит не в студийных условиях.

Итак, с чего же начать?

 

 

 

 

Предварительный анализ лица

Начать необходимо с изучения лица модели. Необходимо определить, симметрично ли лицо (как правило, нет), с какой стороны лицо выглядит субъективно лучше – подчеркиваются достоинства и скрываются недостатки, на какую сторону лежат волосы, какой ракурс съемки лучше выбрать. Как правило, принимаются три основных ракурса – анфас, две трети слева и две трети справа.

Анфас – это план лица, при котором одинаково видны оба уха модели.

Две трети – это план лица, при котором в видоискателе камеры видна ближняя половина лица, оба глаза, причем дальний от камеры глаз находится у самого края лица, но не закрывается переносицей. Дальнее ухо не появляется в кадре совсем.

После анализа ракурса необходимо проанализировать, при каком угле наклона головы лицо и шея модели выглядят оптимально. У каждого конкретного человека этот угол будет отличаться, что зависит от его анатомических параметров. Как правило, этот угол будет близок к прямому, с очень небольшими отклонениями.

 

Постановка позы

Многие фотографы принимают всего две основные позы для классического портрета – это мужская и женская позы, причем в мужской позе можно снимать и женщин, но выглядит это не так элегантно.

Мужская поза строится следующим образом.

а) положение стоя. При этом одна нога отставляется немного назад, и поворачивается носком в сторону. Опора на отставленную назад ногу, при этом выставленная нога расслабляется в колене, которое направляется вперед. При этом торс немного поворачивается в сторону от камеры. Руки необходимо поместить на опору или убрать в карманы, чтобы они не висели вдоль торса, а формировали придающие снимку динамику и непринужденность диагональные линии.

Главная особенность мужской позы – это положение головы. Голова должна быть строго перпендикулярна линии плеч, при этом фактически она получается чуть-чуть наклоненной вперед.

 

б) положение сидя. Строится практически так же, как положение стоя, за исключением того, что руки как правило должны опираться на стол, или лежать на коленях. Роль основной опоры играет удаленное от камеры бедро. Главный объект внимания – спина, которая должна быть прямой. Так же, голова должна быть строго перпендикулярна линии плеч.

Женская поза строится в основном подобно мужской, со следующими особенностями. Во-первых, выставленная вперед нога, как и в мужской позе, немного сгибается в колене, но не строго вперед, а с небольшим уклоном, чтобы изгиб голеностопного сустава был виден с позиции камеры.

Второе отличие женской позы – положение головы. Голова модели сначала располагается перпендикулярно линии плеч, как и в мужской позе, а затем слегка наклоняется в сторону камеры. Все вместе это образует S-образную кривую, которую мы неосознанно угадываем в лучших классических женских портретах. 

Вуаля! Поза построена. Главное, что необходимо запомнить – это:

- опора на удаленную от камеры ногу (бедро, если модель сидит)

- голова должна быть перпендикулярна линии плеч для мужской позы, и слегка наклонена в сторону камеры для женской позы.

 

Освещение.

Хорошее освещение – это как правило первое, что отличает работы профессионального фотографа от любителя. Ведь освещение – это главный элемент снимка, даже в самом названии «фото-графия» (рисование светом) заложено это правило.

Итак, что необходимо для того, чтобы создать качественное портретное освещение.

Если в Вашем распоряжении нет специального оборудования, то лучшим решением будет умеренно рассеянный дневной свет. Резкий прямой свет создает совершенно жуткие тени на снимках, а подсветка вспышкой либо убирает тени совсем, вытирая выразительность портрета, либо оставляет их частично, но не смягчая их резких границ. Поэтому при использовании вспышки для подсветки теней будьте осторожны, применение этого способа ограничивает качество портретов.

Лучше всего производить портретную съемку, когда в Вашем распоряжении несколько источников света. Оптимальное их расположение будет таково:

1)      первый источник, называемый заполняющим, создает мягкое рассеянное освещение с незначительными и очень мягкими тенями. В студии это обычно вспышка или софит с зонтом или софтбоксом, в случае с дневным светом – рассеянный солнечный свет или прямой, отраженный в сторону модели с помощью отражателя, которым может быть большой лист простого белого картона, или оклеенного фольгой. При этом следует учитывать, что любой отражатель с фольгой, будь то зонт, софтбокс или простой лист-рефлектор, неизбежно изменяет цветовую окраску света. Поэтому профессионалы используют в студии отражатели как правило со сходными поверхностями. Белая фольга делает отраженный свет голубоватым, золотая – желтым.

2)      второй источник, называемый ключевым, применяется для создания на лице теней, подчеркивающих его рельеф и объем. Для наилучшего результата ключевой свет устанавливается так, чтобы тень от носа образовывалась на той стороне лица, которая ближе к камере. При этом тень не должна быть слишком длинной и слишком резкой. Если мысленно разрезать лицо пополам, то ключевой свет лучше всего устанавливать под углом 20-30 градусов к линии гипотетического сечения, со стороны, противоположной стороне, на которой установлена камера, и чуть сверху. Прямой рассеянный солнечный свет может быть неплохим ключом, при этом заполняющим (заливным) может быть тот же свет, отраженный рефлектором. Размещение ключа с другой стороны приводит к «уплощению» деталей лица, исчезновению оттененного рельефа. Именно поэтому при использовании в качестве основного света установленной на камере вспышки получаются такие плоские и невыразительны лица, даже если камера правильно установила экспозицию.

3)      в профессиональной студийной съемке применяются еще два источника света – один для подсветки волос, чтобы придать им яркость и выразительность, и второй – для отдельной подсветки студийного фона.

          Стр.1        Стр.2                                                                                                                        наверх


© Владислав Тычков 2005г. Все размещенные текстовые и графические материалы принадлежат автору, за исключением тех, авторы которых которых указываются особо. Использование материалов в любых целях возможно по согласованию с автором с обязательным указанием авторства и ссылкой на настоящий сайт.

Сайт управляется системой uCoz