VladsterT.narod.ru


ГлавнаяКурсыПортфолиоСсылкиАрт-проекты


Срочно продаю

Nikon D70 !

Партнеры:

xacItarxaN - первый сайт астраханских татар

Астрахань-город

 

  
 

Учебные курсы фотографа

1. Введение в курс

2. Пейзажная съемка

3. Классическая портретная съемка

4. Фотосъемка на автогонках

Статьи будут добавляться по мере их написания, следите за обновлениями сайта!


 Обучение технике цифровой фотографии

Пейзажная съемка 

Введение

Доводилось ли Вам, выйдя летним вечером на прогулку и увидев ошеломляющий закат, поймать себя на мысли: «Эх, и чего я камеру не взял?» Наверняка доводилось. А вот задуматься и проанализировать, что именно, какая деталь открывшегося взгляду пейзажа вызвала у Вас прилив творческой энергии – доводилось? Хорошо, если так. Значит, у Вас талант фотографа. Осталось только узнать, как сделать так, чтобы Ваше вдохновение смогло себя выразить в завораживающих взгляд снимках!

Итак, вопрос первый: с чем же все-таки отправляться на прогулку, чтобы не упустить ни один впечатляющий вид? И очевидный ответ – СО ВСЕМ! Если у Вас компактная камера с единственным объективом, то Вам и думать нечего – ее вообще можно таскать с собой всегда и везде. Если же Вы – обладатель зеркалки, то смело грузите в сумку всю Вашу «артиллерию» - от самой дальнобойной до самой широкоугольной. Бытующее среди начинающих мнение, что пейзажи снимают только панорамными объективами – ошибочно! И скоро мы с Вами в этом убедимся.

Многие начинающие стремятся захватить панорамным объективом в кадр как можно больше деталей картины, которая произвела на них такое впечатление. И это во многих случаях оправдано, если знать КАК это сделать.

Дело в том, что фотография – это не стопроцентное воспроизведение того, что Вы увидели. У фотографии есть свои ограничения. Поэтому снимок, перегруженный деталями, даже если пейзаж был на самом деле очень впечатляющим, будет распылять внимание зрителя и в конечном результате не произведет эффекта вообще.

Почему же панорамная фотография все же считается классикой жанра?

Дело в восприятии человека. Наши с Вами глаза расположены на определенном расстоянии друг от друга. Этим обусловлено наше поле зрения, вблизи имеющее вид удлиненного по горизонтали эллипса (с определенными упрощениями, естественно). Поэтому наиболее естественным нам кажется форма снимка, вытянутая по горизонтали. Недаром же новейшие телевизионные системы уходят от стандартного отношения сторон 4:3 и переходят к панорамным «киношным» соотношениям. Напомню, что отношение сторон снимка компактных цифровых камер равно 4:3, как и соотношение сторон PC-мониторов; для зеркальных камер это отношение равно 3:2.

Существуют специальные панорамные пленочные камеры, но они считаются уделом профессионалов из-за цены и сложности работы с ними. Мы здесь не будем их касаться.

Итак, у нас возникает 2 вопроса: первый – как сделать качественный снимок в формате панорамы и о чем не говорит инструкция к Вашей камере, и второй – как не перегрузить его лишними деталями.

Начнем, однако, с третьего. Прежде чем говорить о съемке панорамы, нужно знать, чего мы можем достичь. Не будем пока говорить о нестандартных панорамах – круговых и сферических, рассматриваем классический тип горизонтальной панорамы с углом обзора в пределах 120 градусов и соотношением сторон 2:1 – 4:1.

Дело в том, что большой проблемой панорамной съемки является именно ее формат. Вся стандартная бумага имеет соотношение сторон 1,42. Конечно, в продаже имеются роллы фотобумаги, но такие роллы воспринимают в основном только полупрофессиональные принтеры по цене от 500$, причем комплект чернил к ним может стоить еще 100$. К тому же, найти бумагу, достойную по качеству такого принтера, да еще в роллах, не то чтобы сложно – просто невозможно в российской глубинке, да и в Москве весьма непросто. Крупнейший оптовый поставщик на компьютерном рынке, фирма «ОЛДИ», не имеет в своем прайсе даже листовой бумаги класса fine-art.

Итак, что же нам остается? Единственное решение – печать на стандартной бумаге с последующей обрезкой. Таким образом, Вы ограничены максимальным размером по длинной стороне 42 см – это предельный формат (А3), который можно напечатать в минилабе, да и то не в любом. Домашние фотопринтеры ограничивают размер до 30 см. Для впечатляющей панорамы, согласитесь, это маловато.

Какой из этого можно сделать вывод? Не стремитесь обнять всю линию горизонта, укладывайте то, что хотите, в кадр форматом не более 3:1, если хотите, чтобы печатный снимок произвел впечатление! (на рисунке красным цветом показан размер стандартной бумаги, розовым – как на нем укладывается панорама, синим – обрезка формата 3:2 и зеленым – обрезка формата 4:3).

Вот мы и плавно подошли ко второму вопросу – что стоит и что не стоит включать в снимок, чтобы не перегрузить его лишними деталями, сохранив впечатление целостности и завершенности.

 

Методика пейзажной фотосъемки

Итак, как же сделать Ваш пейзажный снимок максимально выразительным? В этом Вам помогут следующие приемы.

1. Выделите из общей картины центральный объект, то, что наиболее привлекает внимание. На самом деле это гораздо сложнее, чем звучит, однако опыт и интуиция подскажут то, что мозг поначалу затрудняется выделить. Вокруг это центрального объекта должна строиться Ваша композиция. Это не означает, что этот объект должен находиться строго по центру – наоборот, оптимальным обычно является его расположение в области, занимающей одну треть кадра справа или слева (либо сверху/снизу). Это называется правилом «золотого сечения».

2. Определите, что выделяет центральный объект из окружения, акцентирует его. То есть что является фоном для центрального объекта. Это может быть очень удаленный объект, контрастирующий по резкости, например горы или дюны на заднем плане фотографии реликтового дерева, либо находящийся рядом, но контрастирующий по цвету, яркости или размеру – люди у подножия горы. Это также может быть объект, подчеркивающий величие и красоту главного объекта, как солнечная дорожка на воде подчеркивает красоту заката. Кроме того, выразительность и объем снимку придает его естественное обрамление, то есть когда снимок производится, скажем, из пещеры, или через красивые чугунные решетки, или же часть фотографии обрамляют нависающие ветви дерева на переднем плане.

3. Определите третьестепенные объекты,добавляющие картине выразительность и колорит. Как правило, это облака, волны, удаленные объекты в туманной дымке и т.д. Третьестепенные объекты как правило отличаются тем, что на фотографии внимание на них не акцентируется, что дает возможность безнаказанно похимичить вволю над ними в Фотошопе: размыть контуры, добавить облачности и туманности, «нарастить» количество объектов и так далее.

4. Теперь у Вас есть все, что должно быть на Вашем снимке. Остальное – лишнее!  Смело исключайте это из поля зрения объектива, в конце концов Вы можете сделать второй кадр, в котором центральным объектом будет «лишнее» для данного снимка. Висящие провода, «лишние» люди и прочие мелочи, если они не занимают много места в кадре, можно потом затереть Clone Stamp’ом в Фотошопе, но лучше все же попробовать изменить ракурс так, чтобы было поменьше этих мелочей. Кстати, люди (если их не слишком много) могут оказаться отличным второстепенным и даже центральным объектом неклассического пейзажа (в классическом они отрицаются полностью). Маленькие силуэты людей отлично акцентируют величие природы, а одинокая печальная фигура отлично передаст осеннюю хандру вечерних набережных…

 

5. Не забывайте о Вашем зрителе, даже если это будете только Вы сами и Ваши родственники и друзья. Помните, что его взгляд нужно не только привлечь к фотографии, но и провести к ее центральному объекту и задержать на нем как можно дольше! А в этом Вам помогут естественные линии, ведущие из угла кадра или от второстепенного объекта к главному. Это могут быть дороги и дорожки, линии гор и холмов, даже взгляд человека, запечатленного на переднем плане в случае «пейзажного портрета». Даже линии электропередач иногда могут сослужить Вам хорошую службу.

 

Стр.1      Стр.2       Стр.3                                                                                                    наверх


© Владислав Тычков 2005г. Все размещенные текстовые и графические материалы принадлежат автору, за исключением тех, авторы которых которых указываются особо. Использование материалов в любых целях возможно по согласованию с автором с обязательным указанием авторства и ссылкой на настоящий сайт.

 

Сайт управляется системой uCoz