Обучение технике цифровой
фотографии
Все больше и больше людей
сегодня начинают интересоваться фотографией, чему активно
способствует падение цен на цифровые фотокамеры, позволяющие «на
месте» посмотреть получившийся снимок и обеспечивающие достаточное
качество даже в сложных условиях. Это обстоятельство, однако,
имеет и побочный эффект – многие люди, купившие цифровую «мыльницу»
и сделавшие пару четких кадров (почему они почти всегда четкие, мы
расскажем позднее), сразу производят себя в разряд классных
фотографов и с презрением взирают в сторону профессионалов,
посвятивших фотоискусству годы своей жизни.
В самом деле, благодаря
Интернету опыт профессионалов сейчас стал гораздо доступнее, и
научиться принципам фотографии сейчас можно намного легче и быстрее,
чем раньше. Да и цифровые камеры значительно ускоряют обучение –
ведь «работу над ошибками» можно зачастую провести сразу же после
съемки неудачного кадра. Только беда в том, что очень немногие
утруждают себя перекапыванием англоязычного Интернета в поисках
качественных профессиональных обучающих материалов, а в рунете можно
найти лишь их слабые отголоски…
Именно поэтому в моих
статьях будет сделан акцент на особенностях профессиональной
цифровой фотосъемки. Здесь будут размещены редкие и эксклюзивные
материалы, подробно описывающие приемы фотосъемки применительно к
различным жанрам. В качестве иллюстраций будут приводиться работы
автора и вырезки из зарубежных учебных пособий. Особое внимание
будет уделено техническим аспектам как съемочного процесса, так и
процесса последующей обработки фотографий. Технические статьи по
фотографическому оборудованию помогут уйти от измерения качества
техники в мегапикселях, сантиметрах и кратностях – перейти от
количественных показателей к качественным. Сразу замечу, что
материал ориентирован не на начинающих – для них предназначены
инструкции, прилагаемые к камерам, а также глянцевые журналы,
которыми сейчас завалены книжные прилавки и просторы рунета. Поэтому
на вопросы типа «А как мне открыть мой снимок в Фотошопе?» я отвечу
сразу – откройте сначала инструкцию по Фотошопу. В рамках курса
обучения предполагается, что у читателя уже есть фотокамера,
некоторый опыт общения с ней, и главное – имеется желание получать
действительно классные снимки!
Ниже приводится анонс
статей, предполагаемых к размещению в рамках курса.
1.
Пейзажная съемка.
Методика пейзажной съемки. Выбор
оптики при пейзажной съемке. Глубина резкости и перспектива.
Выбор ракурса и
освещения.
Панорамная съемка.
Зональная система
экспозамера
2.
Классическая портретная
съемка. Анализ лица.
Постановка позы.
Освещение. Фон. Установка камеры, выбор оптики и экспозамер. Примеры
неклассических портретов
3.
Контрастная съемка.
Силуэты. Постановка света, акцентуация линий, экспозамер.
4.
Съемка в стиле ню-арт.
5.
Ночная съемка.
Оборудование, выбор времени и места, способы съемки, создание
оптических эффектов.
6.
Другие виды съемки.
Уличная съемка, макросъемка, репортажная съемка. Неожиданные сюжеты.
7.
Оптика. Диафрагма,
глубина резкости и дифракция, боке, аберрации, фокусные расстояния,
перспектива. Телеконвертеры, системы стабилизации изображения.
Фильтры. Системы автофокуса. Понятие MTF,
использование MTF для оценки качества
системы камера-объектив вместо популярного «разрешения».
Исследование функции MTF по системе
Норманна Корена.
8.
Выбор цифровой камеры.
Чего нет в рекламных буклетах и глянцевых обзорах (без акцентов на
определенных моделях). Отличия разных категорий и классов камер.
Размеры матрицы и качество изображения. Принципы работы автофокусных
систем. Отличия видоискателей.
9.
Цифровая съемка.
Особенности. Преимущества и недостатки. Понятия для «продвинутого»
любителя. Шумы и чувствительность. Гистограммы и экспозамер. Как
набрать максимально качественный материал для последующей обработки.
10.
Понятие управления
цветом (color management), для чего он
нужен. Калибровка монитора и рабочего места. Создание и применение
ICC-профайлов. Калибровка печати.
11.
Основы науки о цветах.
Цветовая температура. Основы цветовых сочетаний. Основные цветовые
модели (RGB, CMYK,
Lab, HSB,
Grayscale, Duotone).
Использование особенностей цветовых моделей для наиболее
эффективного редактирования изображений.
12.
Начало цифровой
обработки. RAW-конвертация и конвертеры.
Динамический диапазон фотографии и контраст. Снижение цифрового
шума. Кривые, уровни, цветовой баланс. То, что не написано в
учебниках по Фотошопу.
13.
Черно-белые снимки.
Какие фотографии лучше всего будут выглядеть черно-белыми.
Тонированные снимки. Градиентные карты.
14.
Продвинутые приемы
ретуши и редактирования. History Brush против
Clone Stamp. История и снэпшоты.
USM. Простые маски.
15.
Профессиональные
корректировки. Локальное увеличение контраста. Тональные маски на
основе кривых. Advanced blending.
16.
Фильтры и плагины. Обзор
наиболее полезных плагинов и где их применять.
Как Вы, возможно, уже
поняли, все статьи комплексные, охватывающие огромный объем
информации даже в сжатом виде, поэтому для легкости усвоения они
будут размещаться в газете по частям.
Возможно, вопросы вызовет
порядок статей: почему я привел первыми статьи по жанровой съемке, а
не технические статьи с подробным описанием терминов и оборудования?
Это сделано не случайно. Дело в том, что, как было указано в начале
статьи, рубрика ориентирована на тех, кто уже изучил хотя бы
руководство по эксплуатации камеры, и немного разбирается в
фотографических терминах. Кроме того, в статьях по ходу текста будут
приведены краткие определения сложных терминов, чтобы не вводить
читателя в заблуждение.
Технические же сведения
будут особенно интересны после того, как читатель постигнет основные
приемы съемки, научится видеть в окружающем мире сюжеты для снимков,
и захочет совершенствовать свое мастерство, получив глубокие
узкоспециальные знания.
Кроме того, порядок
статей не является утвержденным документом и, возможно, будет со
временем корректироваться.
На этом позвольте мне
закончить с введением и перейти к первой большой теме нашего
учебника– пейзажной съемке. Знания, которые Вы получите из этой
статьи, будут являться основой всего будущего курса, так что
рекомендую прочитать статью очень внимательно и выписать конспектом
главные моменты.
Владислав Тычков