Я решил несколько изменить план размещения статей на
сайте, включив под четвертым номером спортивную гоночную съемку.
Причина этому одна - гонки в различных ипостасях становятся все
более распространенным видом развлечения. Это и нелегальный уличный
"дрэг", и официальные автокроссы, и картинг... возможно, при таких
темпах роста популярности когда-нибудь у нас в городе появится даже настоящий
гоночный трек!
Ну а пока довольствуемся тем, что имеем. Ведь
снимать гонки, пожалуй, не менее интересно, чем участвовать!
Оборудование и размещение
Итак, что же следует взять с собой на гонки? Для
начала, машину :) Хотя это для нас и не обязательно.
Вам точно пригодится длиннофокусный объектив. Как ни
крути, а снять летящую на всех парах спортивную машину с расстояния
в 2 метра непросто, а вообще говоря, весьма небезопасно. Если у вас
компактная камера с единственным объективом, хорошо бы, если он бы
позволял достичь эквивалентного фокусного расстояния хотя бы 100 мм.
Короткофокусные объективы могут пригодиться при
съемке на старте, на подготовке ("за кулисами"), а также при съемке
проводкой (см.дальше).
Если гонка проводится днем, штатив вам скорее всего
не пригодится, даже для съемки с проводкой. Ночью же,
напротив, без него скорее всего не обойтись. Хотя я по забывчивости
своей являлся пару раз на ночной дрэг без верной треноги, снимки
с упора "на колено" особым качеством не отличались.
Мощная внешняя вспышка будет также очень кстати в
случае ночной съемки.
Теперь по поводу вашего места. Лучшие места для
съемки надо бы присмотреть заранее. Ими могут стать: непосредственно
за или перед линией старта (если гонка проводится на
асфальтированной дороге, в противном случае оригинальный земляной цвет
лица и одежды от пыли из-под колес вам обеспечен); места, с которых
вы можете снять весь поток машин одна за другой - почти прямые линии
с небольшим изгибом; наиболее сложные повороты, возвышенности, на
которых машины появляются из-за естественного препятствия и
собираются в одну плотную кучу. На ралли в таких местах передние
машины создают мощное облако пыли и грязи, в котором тонут очертания
идущих сзади, что очень хорошо передает обстановку и атмосферу
гонки.
Приемы съемки
1. "Заморозить мгновение". Это самый простой способ
съемки. Получить стоящие снимки
этим способом, однако, не так
просто. Мгновение, во-первых, должно быть характерным для гонки,
во-вторых, выразительным, и в-третьих, эффект интересного ракурса
здесь просто необходим. Для такой съемки подходят те самые узловые
точки, о которых я говорил чуть выше - повороты и бугры. Так снимают
экстремальные моменты - аварии, вылеты с трассы, застревания машин.
Обычно для такой съемки применяется среднее фокусное расстояние,
обеспечивающее нормальную перспективу. Недостатком такого вида
съемки является статичность, которую не всегда удается побороть.
Ночью такая съемка эффективна
только при
наличии мощной вспышки с ручным управлением и умения ее
использовать.
Снимок
вверху справа сделан ночью, со вспышкой и длинной выдержкой.
Синхронизация вспышки была установлена в режим по второй
шторке. Поэтому кадр выглядит "нормально", следы от фар
привычно тянутся позади машин... а вот что получается, если
установить синхронизацию по первой шторке:
Не
напоминает картины из фильма "Назад в будущее"?
2. Съемка
"проводкой". При проводке обычно
применяются короткофокусные
объективы и штатив с "панорамной" головкой, которая фиксируется в
двух плоскостях и освобождается в горизонтальной (или почти
горизонтальной, в зависимости от выбранного ракурса).
Объект
проводки фотограф "ловит" на один из фокусировочных датчиков камеры
и затем "ведет" его, оставляя положение объекта в кадре неизменным
(качество здесь, как видите, сильно зависит от работы системы
непрерывной фокусировки камеры). Когда кадр принял желаемый вид,
фотограф нажимает на спуск, продолжая вести объект в кадре. Таким
образом машина получается почти не размытой, а вот фон классно
размазывается, создавая ощущение скорости.
Этот способ применяется, когда можно достичь
достаточно длинной выдержки для размазывания фона - т.е. вечером или
ночью. Солнечным днем даже на ISO 100 и
f16 выдержка обычно получается слишком
короткой, подходящей разве что для съемки болидов Формулы-1...
(на снимке вверху задний план "размазался гораздо слабее,
чем мне бы хотелось).
Хорошо применять проводку ночью и когда фон гонки не
блещет достопримеательностями.
Хороших кадров с помощью проводки достичь непросто,
придется попрактиковаться. Хорошую помощь может оказать мощная вспышка,
особенно если фон находится на удалении от объекта съемки.
3. Размывание движущихся объектов.
Здесь вам снова будет необходима длинная выдержка и штатив,
но уже зафиксированный во всех плоскостях. Для размывания
объектов выбирается интересный фоновый объект, на который
производится фокусировка.
В момент, когда гоночные машины
влетают в поле зрения камеры, срабатывает спуск затвора. При
этом машины сильно размываются, оставляя полупрозрачные
следы, а ночью - еще и длинные светящиеся линии от всех
своих фонарей. Тоже весьма эффектный снимок при хорошем фоне
и ракурсе.
4. Съемка с эффектом зума. Снова требует
фиксированного штатива и длинной выдержки, а также вспышки.
Хорошо
снимать с зумом со старта на ночных гонках.
Вся фишка заключается в том, что пока машины на
старте не набрали внушительной скорости и не успели сильно удалиться
от фотографа, спускается затвор с выдержкой не меньше 1 сек., в это
время производится зуммирование, а перед закрытием затвора
срабатывает вспышка, обеспечивая резкое изображение машин
(синхронизация по второй шторке). Эффект получается очень
интересный.
Придание снимку выразительности в
графическом редакторе
Собственно, основные методы повышения
выразительности гоночного снимка уже показаны на
вышеприведенных снимках, осталось лишь перечислить их. Итак,
1) атмосферу пыльного автокросса
отлично передаст цветное тонирование в "землистый" цвет
инструментами Hue/Saturation или Gradient Map. Для этого в
Hue/Saturation выбираем флажок Colorize, а затем
экспериментируем с оттенком и насыщенностью. В Gradient Map
все несколько сложнее, но и интереснее. Этим инструментом
можно задать разные оттенки для разных уровней яркостей.
Подробно все написано в файле помощи к Photoshop. Я
предпочитаю именно этот способ тонирования, так как он дает
наибольший контроль над цветом.
2) если выдержка оказалась слишком
короткой даже для того, чтобы запечатлеть вращение колес, и
они кажутся остановившимися, приданию динамики можно
способствовать с помощью фильтра Radial Blur по методу Spin,
выделив эллипсом диск колеса и установив значение размытия
где-то от 12 до 20. Не переборщите, слишком размытые колеса
будут выглядеть неестественно.
3) яркость и насыщенность цветов
повышаем как обычно: Levels, Curves, Hue/Saturation, Color
Balance, Selective Color. Гоночные снимки обычно выигрывают
от перенасыщенных цветов, в особенности красного и
оранжевого.
4) при недостаточном размытии фона
проводкой дополнительно его размазать можно с помощью Motion
Blur. Выделите машину, обратите выделение, и применяйте этот
фильтр. Опять же, если переборщить, снимок будет выглядеть
неестественно. Вы можете задать вопрос: а зачем вообще
мучаться и снимать проводкой, если можно легко размыть фон в
Фотошопе? Отвечу очень просто: как и все значительные
цифровые манипуляции, это будет заметно, даже если выполнить
размытие очень аккуратно. Конечно, если реалистичность не
является конечной целью, как например в рекламных снимках,
то можно целиком положиться на возможности Фотошопа.
5) если вы применили ночью съемку с
эффектом зума, скорее всего, у вас останутся длинные яркие
полосы от фонарей, освещающих трассу, которые сильно портят
картину. Я убираю их обычным Clone Stamp. Все просто.
Как видите, на самом деле все довольно
просто. Главное лишь научиться применять все эти приемы, и
интересные снимки вам обеспечены!