Словарь фотолюбителя
В нем Вы сможете найти краткое объяснение основных
терминов, связанных с цифровой фотографией. Словарь
составлен в алфавитном порядке.
Аберрации хроматические (chromatic
aberration, fringing) – феномен появления световых ореолов (как
правило, голубого или фиолетового цвета) вокруг резких световых
перепадов (темное на белом, фонари ночью, деревья на фоне яркого неба).
Возникает вследствие того, что световые волны разной длины по-разному
преломляются в объективе. Феномен тем более выражен, чем ближе
пиксели
матрицы друг к другу. Так, на 8 Мп матрице размером 2/3 дюйма аберрации
гораздо сильнее, чем на 5 Мп матрице того же размера (имеется в виду
абсолютная ширина линии аберрации в пикселях). Побороть аберрации
довольно сложно. Обычно они становятся менее выражены на
диафрагме f4.5
и выше. При
компьютерной обработке побороть аберрации несложно, если они
незначительны, как на зеркальных камерах. Для этого имеются специальные
возможности в RAW-конвертерах и графических
редакторах.
Автоматические режимы съемки (Portrait, Landscape и т.д.) – камера
автоматически выбирает
выдержку и
диафрагму, исходя из типа программы.
Так, для портретной программы открывается диафрагма, для пейзажной –
закрывается, для спортивной – устанавливается короткая выдержка, для
сумеречной – длинная (возможна комбинация длительной выдержки со
вспышкой для хорошей экспозиции фона и несмазанного переднего плана). В
некоторых камерах автоматические режимы допускают
экспокоррекцию.
Баланс белого (цветовой баланс) (white
balance, WB) – правильность отражения цветов
сенсором
фотокамеры. Цветовой
баланс различается для разных источников света: если вы снимаете при
искусственном освещении с WB, установленным на дневной свет, картинка
получится темно-желтой. Камеры, как правило, имеют ряд предустановок
баланса белого на основные источники света, плюс возможность настройки
баланса по белому листу. При съемке в формате RAW
баланс можно безболезненно скорректировать в
RAW-конвертере. JPEG корректирует
Фотошоп, но здесь уже есть часть цветовой информации будет потеряна (как
и при любых других операциях после конвертации RAW-файла).
Брекетинг (эксповилка) (bracketing, AEB) –
автоматическая съемка серии обычно 3х или 5ти кадров, каждый со своим значением
экспокоррекции. Например, брекетинг 3х кадров с величиной 2/3
ступени снимает
кадр с замеренной камерой
экспозицией, кадр с уменьшенной на 2/3
ступени
экспозицией и кадр с увеличенной на 2/3 ступени экспозицией. Затем вы можете
выбрать правильно экспонированный кадр, а также использовать
дополнительные кадры для расширения динамического диапазона снимка в
Фотошопе. Рекомендуется применять при сложных
условиях освещения.
Видоискатель
зеркальный (mirror
viewfinder) – видоискатель, «смотрящий» через объектив
зеркальной
камеры. Наиболее точный из всех видов видоискателей. Различаются по
разным параметрам; хороший зеркальный видоискатель сделать непросто,
поэтому стоит он очень дорого и устанавливается только на
профессиональных камерах.
Видоискатель
оптический (optical
viewfinder) – простой видоискатель, расположенный как правило поверх
объектива. Служит для экономии энергии батарей и съемки при очень
сильном/слабом освещении на
не-зеркальных камерах.
В нем отсутствует какая-либо информация о параметрах съемки, с ним как
правило не работают большинство «продвинутых» фокусировочных функций
камеры и невозможна ручная фокусировка. Кроме того, изображение в нем
может сильно отличаться от полученного кадра как по размеру (охват
видоискателя не превышает 85% реального поля зрения камеры), так и по
расположению (видоискатель расположен над объективом, что при близкой
съемке дает ошибку параллакса).
Видоискатель
электронный (EVF) –
вариант
ЖК монитора в виде видоискателя. По сравнению с монитором
потребляет намного меньше энергии, виден в любых условиях освещения
(кроме почти полной темноты). Возможности как правило те же, что и у ЖК
монитора.
Виньеттаж (vignettage, light fall off) –
уменьшение освещенности (затемнение) изображения к краям (углам) снимка.
Виньеттаж менее 15% как правило не заметен для глаза. Довольно легко
корректируется с помощью фильтра Correct - Radial Luminance пакета
Panorama Tools для Photoshop. Еще легче устраняется в
RAW-конвертерах.
Выдержка (shutter speed, exposure time) –
параметр
экспозиции, определяющий время, на которое будет открыт затвор
фотокамеры для получения изображения. Выдержки обычно подразделяют на
очень длинные (более 1 сек), длинные (1 – 1/30 сек), средние (1/40 –
1/250 сек), короткие (1/300 – 1/1000 сек) и сверхкороткие (короче 1/1000
сек). Минимальное значение выдержки при съемке с рук обычно принимается
равным
фокусному расстоянию объектива, чтобы исключить смазывание. Для
более длинных выдержек надо использовать штатив (или любую
горизонтальную поверхность), а также автоспуск или пульт д/у.
Геометрические искажения,
дисторсия (distortion)
– искажения изображения, особенно заметные ближе к его краям на прямых
линиях. Как правило, непременный атрибут зум-объективов и панорамных
объективов. Заметны ближе к максимальному и минимальному
фокусному
расстоянию
зума. Проявляются в виде «выгнутости» (бочка, barrel) на
широком угле и «вогнутости» (подушка, pincushion) на телеугле прямых
линий близко к краям снимка. Довольно легко корректируется с помощью
специальных фильтров для Photoshop.
Глубина резкости (depth of field) – расстояние около
дистанции
фокусировки, в пределах которого снятые объекты будут в фокусе
(резкими). То есть, если дистанция фокусировки установлена 3 метра, то глубиной резкости будет
расстояние, к примеру, от 2,5 до 3,5 метров, то есть один метр.
Зеркальные камеры имеют возможность просмотра глубины резкости. Глубина
резкости увеличивается с расстоянием до объекта, увеличением числа
диафрагмы,
уменьшением
фокусного расстояния объектива.
Портретные съемки
(с малой глубиной для выделения лица и размытия фона) рекомендуется
производить на малом расстоянии, открытой диафрагме и фокусном
расстоянии 70-100 мм, пейзажные – на закрытой диафрагме с большого
расстояния. У
компактных цифровых камер глубина резкости в
3-7 раз больше, чем у
зеркальных, из-за маленького размера их
матрицы.
Поэтому
снимки, сделанные этими камерами, практически всегда кажутся резкими.
Диафрагма (aperture) – параметр
экспозиции,
определяющий степень закрытия объектива в момент срабатывания затвора.
Влияет на уровень
хроматических аберраций и бликов,
глубину резкости,
реальное разрешение снимка. Чем выше число диафрагмы (более закрытая),
тем меньше аберраций и больше глубина резкости. Реальное разрешение
достигает максимума примерно на середине шкалы, затем начинает
уменьшаться вследствие
дифракции.
Динамический диапазон - разница в освещенности между самыми светлыми и
самыми темными областями кадра. Камеры имеют ограниченный д.д., обычно
не превышающий 6 ступеней яркости (EV-steps, f-stops).
Все, что находится за пределами д.д., на снимке будет либо черным, либо
белым. Чем контрастнее сцена, тем шире ее динамический диапазон. Д.д.
можно замерить с помощью точечного
экспозамера,
определив разницу в ступенях между самой темной и самой светлой сюжетно
важной областью кадра.
Дистанция фокусировки -
расстояние до объекта, на который производится
фокусировка.
Дифракция - в фотографии оптический закон, вследствие которого
происходит рассеяние световых лучей на диафрагме объектива. Дифракция
способна сильно ухудшить четкость снимка. Зависит от размера матрицы
фотокамеры и значения диафрагмы: чем меньше матрица и выше число
диафрагмы, тем сильнее влияние дифракции. На зеркальных камерах с
кроп-фактором 1,5-1,6 дифракция начинает портить снимок начиная с
f/11 и становится значительной уже на
f/16; свыше f/16
потери от дифракции могут превысить потери от неправильной фокусировки.
На компактных камерах уже на f/5.6 (и даже на
f/4 для самых маленьких матриц) потери могут
быть заметными, поэтому диафрагма на компактных камерах обычно
ограничивается f/8.
ЖК монитор (LCD) – применяется на цифровых камерах средство просмотра снятых кадров,
а на компактных камерах - еще и как видоискатель. Плюсы: довольно крупный размер,
отображение всех параметров съемки, позволяет использовать все съемочные
функции компактной камеры. Минусы: очень высокое потребление энергии, плохая
видимость под непрямым углом, при ярком освещении.
Задержка спуска затвора (shutter LAG) – промежуток времени, проходящий
между полным нажатием кнопки спуска затвора и собственно моментом
спуска. На «продвинутых» камерах обычно практически незаметен (менее 0,1
сек). Увеличивается при слабом освещении.
Задержка автофокуса (auto focus LAG) – время, проходящее с момента
нажатия наполовину кнопки спуска затвора, и моментом окончания
фокусировки (камера обычно дает подтверждающий сигнал – можно снимать).
Как правило, составляет от 0,1 до 2 сек. Можно избежать этой задержки,
воспользовавшись дополнительными фокусировочными функциями камеры.
Например, «продвинутые» камеры имеют режим непрерывной фокусировки,
когда камера фокусируется постоянно; фиксацию фокусировки, т.е.
сфокусировавшись на объекте заранее и нажав кнопку фиксации АФ, вы
можете затем дождаться нужного момента и снять кадр без задержки; ручная
фокусировка. В компактных и зеркальных камерах применяются разные
принципы автофокусировки; как правило, зеркальные фокусируются в
несколько раз быстрее.
Зеркальная фотокамера -
камера, использующая зеркальную призму для отображения поля зрения
объектива в видоискателе. Такой способ отображения дает возможность
применять сменные объективы, т.е. один объектив, к примеру, для
портретной съемки, один - для панорамной, и один - для съемки удаленных
объектов. Зеркальные камеры ощутимо дороже компактных, но обеспечивают
несравнимо большую скорость, точность работы и качество фотоснимка.
Зум-объектив (zoom) – объектив с переменным
фокусным расстоянием. Очень
практичен. Применяется на подавляющем большинстве ЦФК, в том числе
зеркальных. Обеспечивает возможность увеличивать или уменьшать охват
изображения и перспективу, не двигаясь с места.
Компактная фотокамера
(fixed-lens, compact camera) -
использующая
оптический или
электронный видоискатель. Такие
камеры не имеют возможности использования сменных объективов; в них
применяются матрицы значительно меньшего размера, чем в зеркальных;
скорость фокусировки, равно как и общая скорость работы таких камер
заметно ниже по сравнению с зеркальными. Их преимущества заключаются в
большей глубине резкости, меньших размерах и весе.
Конвертеры оптические (conversion lens) – насадки на объектив, служащие
для увеличения или уменьшения
фокусного расстояния.
Обычно применяются телеконвертеры, увеличивающие ф.р. в 1,7 – 2 раза, широкоугольные
конверторы, уменьшающие ф.р. в 0,7 – 0,8 раза, и конверторы «рыбий глаз»
(fish-eye) – 0,3 – 0,5 раза. Чем сильнее конвертор изменяет ф.р., тем
более сильные
геометрические искажения
и потери резкости он вызывает. Кроме того,
конвертеры снижают
светосилу объектива.
Конвертеры RAW
(RAW converter) – программы, служащие для обработки и конвертации
в читаемый
формат файлов RAW.
Компенсация экспозиции – то же, что
и
экспокоррекция.
Матрица (сенсор) – светочувствительный элемент фотокамеры, на который
проецируется изображение от объектива. Состоит из светочувствительных диодов, число которых указывается в
разрешении матрицы (соответствует количеству пикселей получаемого
изображения. Это эффективные пиксели изображения. Однако общее количество пикселей
всегда больше эффективного – часть пикселей отводится под служебные
функции камеры). Диоды большинства матриц, кроме
Foveon X3, способны фиксировать только уровень
(яркость) падающего света, без различения по цвету. Для регистрации
цветов в камерах
применяют массив цветных светофильтров. Прошедший через светофильтр свет
теряет практически полностью все свои составляющие, кроме установленного
светофильтру цвета, и соответствующий данному светофильтру диод
(пиксель) фиксирует уровень яркости только нужного цвета (например, диод
под зеленым светофильтром фиксирует в идеале только уровень яркости зеленого
света). Затем камера по своим внутренним алгоритмам производит
интерполяцию значений цветов, в результате чего получается итоговое
изображение.
Реальное разрешение интерполированного изображения всегда
меньше пиксельного разрешения матрицы. Главной характеристикой матрицы
считается ее физический размер, а также размер в пикселях.
Панель статуса (status panel) – дополнительный ЖК монитор, расположенный
как правило сверху корпуса «продвинутых» и
зеркальных камер. На нем отображаются
основные параметры съемки. Позволяет менять параметры съемки, не включая
основной
ЖК монитор
(например, при съемке с оптическим или зеркальным
видоискателем). Почти не потребляет энергии.
Полуавтоматические режимы съемки – приоритет диафрагмы (Av
или A), приоритет
выдержки (Tv или S). В этих режимах фотограф сам устанавливает величину
диафрагмы или
выдержки (соответственно), а автоматика камеры
устанавливает второй параметр, с учетом введенных поправок экспозиции
(экспокоррекции).
Используются эти режимы
для случаев, когда необходимо соблюсти тот или иной параметр на
определенном уровне, а второй параметр особого значения не имеет
(например, установить принудительно диафрагму на f4.5 для обеспечения
нужной
глубины резкости,
устранения
аберраций и обеспечения хорошего
реального разрешения снимка, или выставить
выдержку, исключающую смазывание кадра.)
Разрешение матрицы (sensor resolution) – размер матрицы в пикселях.
Обычно считается в мегапикселях (миллионах пикселей), рассчитываемых как
произведение размера снимка в пикселях по горизонтали на размер по
вертикали. Например, 2 мегапикселя (2 Мпикс, 2 Мп) дают размер файла
1600х1200 пикс, 3 Мп – 2048х1536 пикс, 5 Мп – 2592х1944 пикс, 6 Мп
(зеркальные камеры) – 3000х2000 пикс, 8 Мп – 3248х2436 пикс. Необходимо
отметить, что матрицы с одинаковым пиксельным измерением могут иметь
определенные различия в
реальном разрешении. Это зависит от типа
сенсора (матрицы), наличия фильтров на матрице, внутренних алгоритмов обработки изображения в камере
и разрешения объектива.
Размер матрицы (sensor size) – реальный размер матрицы в миллиметрах или
дюймах. Для компактных камер обычно указывается в дюймах по диагонали.
Так, 3 Мп матрицы обычно имеют размер 1/2,7”, 4–5 Мп – 1/1,8”, 8 Мп –
2/3”. Сенсоры зеркальных камер измеряются в мм по сторонам (например,
22х15 мм) и обычно в 4-7 раз больше сенсоров компактов. Закономерность:
чем больше размер сенсора при том же пиксельном размере, тем выше
качество изображения - ниже уровень шумов, аберраций, плавнее тональные
переходы, выше чувствительность и динамический диапазон, а также меньше
глубина резкости.
Реальное разрешение –
способность камеры отобразить мелкие графические объекты без слияния. Измеряется количеством горизонтальных,
вертикальных и диагональных линий, которое воспроизводится камерой
без их слияния, и измеряется обычно в парах линий на миллиметр матрицы
или на высоту кадра. До недавнего времени реальное разрешение считалось
объективным параметром качества система матрица+объектив. Теперь его
место заняла модулярно-трансферная функция (МТФ).
Ручной режим съемки (M, Manual)– установка вручную
выдержки и
диафрагмы,
в точном соответствии с вашим творческим замыслом. При этом в окошке на
LCD,
в котором обычно отражается величина
экспокоррекции,
камера выводит
отклонение выставленной вами
экспозиции
от замеренной камерой. Обычно в
ручном режиме также доступно максимальное количество функций камеры.
Светосила объектива – размер
относительного отверстия объектива, характеризующее количество света,
которое объектив пропускает через себя. Наименьшее значение диафрагмы
равно светосиле объектива. Объективы с большей светосилой позволяют
использовать более короткие
выдержки за счет открытия
диафрагмы, и
обеспечивают возможность съемки с малой
глубиной резкости;
кроме того, зеркальные фотокамеры фокусируются быстрее и точнее со
светосильными объективами. Одно «но»:
объективы с высокой светосилой, как правило, страдают от повышенного
уровня аберраций, особенно заметных на диафрагмах близких к открытой.
Хорошим значением светосилы считается f2.0 для
компактных ЦФК, f2.8
для
зум-объективов
зеркалок, и f1.4 – 2.8 для объективов с фиксированным
фокусным расстоянием.
Серийная (непрерывная) съемка (continuous shooting) – съемка серий
кадров подряд, например когда вы ловите объект в движении.
Характеризуется скоростью съемки и максимальным числом кадров в серии.
Оптимально, если камера может снимать с частотой не менее 3 кадра/сек не менее 6
кадров, т.е. 2 секунды непрерывно. Многие камеры имеют различные режимы
серийной съемки, оптимизированные для тех или иных целей.
Фокусное расстояние объектива (focal length) – характеризует угол охвата
изображения. Измеряется в миллиметрах, как правило приводится аналог для
35мм камеры (пленочной). Объективы с фокусным расстоянием менее 24 мм
в пленочном эквиваленте считаются сверхширкоугольными, 28-35 мм
- широкоугольными, 45–60 мм – стандартными, 70 мм и выше - телеобъективы. Широкоугольные объективы
полезны при съемке пейзажей и внутри квартиры, когда пространство не
позволяет отойти назад. Стандартные объективы используются для
портретной съемки, телеобъективы – для съемки удаленных объектов.
Фокусное расстояние также влияет на перспективу: широкий угол зрительно
удаляет фон, телефото - приближает.
Формат снимка (файла) (file format) –
обычно JPEG, TIFF или RAW. Первый
представляет собой наиболее распространенный формат. Его достоинства –
маленький размер файла, который достигается сжатием по специальному
алгоритму. Однако сжатие это осуществляется с безвозвратными потерями
цветовой информации снимка (lossy compression). Поэтому рекомендуется
использовать наименьшую степень сжатия, при этом снимок практически
неотличим от несжатого, хотя возможности для его последующей обработки
сильно сокращаются.
Формат TIFF – несжатый. На современных камерах применяется очень редко.
Как правило, размер TIFF-файла в 4-5 раз больше, чем JPEG Superfine, а
преимущества его практически незаметны.
Формат RAW – «сырой» отпечаток с матрицы, цифровой негатив. В
современных ЦФК подвергается сжатию без потерь (lossless compression), в
результате чего всего в 2-3 раза превышает размер файла JPEG хорошего
качества.
Преимуществом его является то, что помимо отсутствия потерь на сжатие
этот формат обеспечивает возможность «переснять» снимок на компьютере:
изменить
баланс белого, контрастность, резкость, насыщенность, применить
те или иные эффекты съемки и даже ввести
экспокоррекцию.
Для обработки файлов RAW существуют различные
RAW-конвертеры, один из них наверняка входит в
комплект поставки Вашей камеры, если она может снимать в этом формате.
Фокусировка – наведение на резкость. В цифровых камерах используется в
основном автоматическая фокусировка разных видов - однокадровый и
следящий с различными модификациями. Ручная фокусировка применяется на
камерах высшего уровня и зеркальных, однако реальную пользу от ручной
фокусировки можно получить лишь на профессиональных камерах с
прецизионными зеркальными видоискателями.
Чувствительность (ISO sensitivity) –
степень чувствительности
матрицы к
свету.
Определяется в единицах ISO, идентичных
единицам чувствительности обычной пленки. Обычно не превышает значения
400 (на
зеркальных камерах –
1600 и даже 3200). Взаимосвязь между
чувствительностью и параметрами
экспозиции прямая: на чувствительности
ISO400 можно использовать
выдержку
в два раза короче, чем на ISO200 при
том же освещении.
Шум цифровой (noise) – проявляется зернистостью
изображения, особенно заметной в темных областях. Закономерность простая: чем выше устанавливается
чувствительность матрицы, тем выше ее шум. На
зеркальных камерах
шумы
низкие даже на ISO800, на
компактных
– достаточно заметны даже на ISO100, многократно увеличиваясь с ростом
чувствительности. Как правило, для комактных камер предельная чувствительность, на которой
возможна съемка без значительных потерь деталей – ISO200. Для снижения
шумов существуют специальные программы, но и их возможности также
ограничены.
Экспозамер – измерение
экспозиции камерой перед съемкой (при нажатии
кнопки спуска затвора наполовину, одновременно с
автофокусировкой).
Как
правило, применяется 3 основных способа экспозамера: интегральный
(матричный), центровзвешенный и точечный.
Интегральный экспозамер осуществляется по всему полю кадра (в случае
матричного замера поле кадра разделяется на ряд сегментов). Он успешно
применяется в большинстве ситуаций.
Центровзвешенный замер определяет экспозицию, выделяя центральную часть
снимка и придавая ей значимость 75%, а остальной части – 25%.
Применяется обычно при съемке портретов.
Точечный замер замеряет уровень освещенности выбранной точки (как
правило, небольшая область в центре кадра или совмещенная с точкой
автофокусировки), а освещенность остального поля кадра игнорирует.
Применяется в особых условиях освещения (например, при съемке человека
на фоне снега издалека), а также для замера динамического диапазона
сцены.
Экспозиция (exposure) – количество света,
падающее на
матрицу при том или ином варианте
экспозамера. Определяется
параметрами выдержки и диафрагмы.
Экспокоррекция (exposure compensation) –
поправка значения
экспозиции, вводимая фотографом в камеру на основании
своего опыта при оценке экспозиции. Необходимость в ней возникает в
сложных условиях освещения. Коррекция в отрицательную сторону снижает
количество света на матрице, в положительную – повышает. Применяется в
полуавтоматических режимах съемки.
Например, в режиме приоритета
диафрагмы камера изменяет
выдержку,
чтобы изменить экспозицию на установленное число.